Школьный историко-краеведческий музей

ПРИНЯТО                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

педагогическим    советом                                                                       директор  МБОУ «Ривзаводская СОШ»

протокол  № ____    от _________                                                                 _________________ (Л.Б. Васильева)

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Школьный историко-краеведческий музей (далее – школьный музей) является структурным подразделением МБОУ «Ривзаводская СОШ»,  действующим на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а в части учёта и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации  и музеях в Российской Федерации».
    • Школьный музей является базой для практических занятий по историческому краеведению, организации краеведческой работы.
    • Школьный музей создан на основе археологических, нумизматических, иных вещественных документальных коллекций, состоящих из материалов, собранных обучающимися, учителями, родителями (законными представителями) обучающихся.
    • В фондах школьного музея целенаправленно комплектуются (собираются), учитываются, описываются, хранятся, изучаются музейные предметы (подлинные документы и экспонаты)
    • Учёт и хранение фондов ведётся в соответствии с требованиями «Инструкции по учёту и хранению музейных ценностей», утверждённой Министерством культуры России.
    • Школьный музей имеет историко-краеведческий профиль.
    • В случае прекращения деятельности школьного музея его фонды и учётная документация поступают в фонды местного краеведческого музея.

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
    • Школьный музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся  музейными средствами.
    • Задачи музея:
      • Оказание помощи педагогическому коллективу в организации патриотического и гражданского воспитания обучающихся.
      • Пополнение, бережное отношение и сохранение фотодокументов, подлинных документов, экспонатов.
      • Оказание содействия в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • Учредителем школьного музея является МБОУ «Ривзаводская СОШ»
    • Школьный музей находится в административном подчинении директора МБОУ «Ривзаводская СОШ»
    • В наличии школьного музея имеется:
      • Собранные и зарегистрированные в книге учёта музейные предметы.
      • Учебный класс, оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов.
      • Музейные экспозиции.
    • Школьный музей координирует свою работу в соответствии с учебным планом, расписанием занятий МБОУ «Ривзаводская СОШ»
    • Непосредственное руководство деятельностью школьного музея осуществляет руководитель музея, назначаемый директором из числа педагогических работников МБОУ «Ривзаводская СОШ»
    • Ответственность за сохранность музейных фондов возлагается  на руководителя музея.
    • Администрация МБОУ «Ривзаводская СОШ» создаёт необходимые условия для обеспечения сохранности фондов, их использования и охраны.
    • Для создания, развития и функционирования школьного музея создаётся актив музея, в состав которого входят обучающиеся 5-11 классов. Педагогическое руководство работой актива школьного музея осуществляет руководитель школьного музея.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ
    • Изучение собранного материала и обеспечение сохранности музейных экспонатов, организация их учёта. По мере поступления в школьный музей коллекции и отдельные материалы учитываются в инвентарной книге музея.
    • Проведение сбора необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике.
    • Пополнение фондов школьного музея путём организации исследований, экспедиций, налаживания контактов с различными организациями и лицами, установление связей с другими музеями.
    • Создание, оформление и обновление экспозиций и тематических выставок.
    • Проведение экскурсионно-лекторской работы среди обучающихся, родителей, учителей.
    • Участие в методической работе по подготовке и выступлению в научно-практических конференциях по краеведению, участие в исследовательских конкурсах, проектах.
    • Проведение работы по подготовке публикаций историко-краеведческой тематики (плакатов, буклетов, стенгазет и др.)
    • Оказание содействия учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе.

 

  1. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

В соответствии со своим профилем и задачами школьный музей проводит:

  • Поисково-исследовательскую работу:
    • Проведение поисковой работы для пополнения музейного фонда.
    • Проведение исследовательской работы.
    • Поддержание связей с другими краеведческими музеями.
  • Экскурсионно-лекторскую работу:
    • Создание и обновление экспозиций и тематических выставок.
    • Проведение экскурсионно-лекторской работы среди обучающихся.
  • Фондо-экспозиционную работу:
    • Обеспечение сохранности музейных экспонатов.
    • Организация учета музейных экспонатов.

 

  1. УЧЁТ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОНДОВ

Учёт музейных предметов собрания школьного музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

  • Учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;
  • Учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

 

  1. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
    • Планирование работы школьного музея.
    • Организация работы по поиску и сбору материалов по профилю школьного музея.
    • Ведение учёта музейных экспонатов.
    • Обеспечение сохранности экспонатов.
    • Создание и обновление экспозиций и тематических выставок.
    • Педагогическое руководство актива школьного музея.
    • Участие в школьных, районных, областных мероприятиях, связанных с деятельностью школьного музея.
    • Подготовка отчёта о проделанной работе за год.

 

  1. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЕГО ДЕЙСТВИЯ

8.1.  В настоящее Положение педагогическим советом могут вноситься изменения и дополнения, вызванные изменениями законодательства и появлением новых нормативно-правовых документов.

8.2.  Настоящее Положение прекращает своё действие при ликвидации или реорганизации МБОУ «Ривзаводская СОШ»

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МУЗЕЯ

Школьный историко-краеведческий музей «Малая Родина»

Открыт музей с целью гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, пропаганды охраны подлинных памятников истории и культуры, а также обучения учащихся практическим навыкам поисково-исследовательской деятельности.  Школьный музей организует свою работу на основе самоуправления.

Музей создан на основе вещественных и документационных коллекций, состоящих из материалов, собранных нашими обучающимися, родителями и учителями.

После открытия музея экспозиции продолжают пополняться. На сегодняшний день в музее насчитывается  228  музейных экспонатов:

– основной фонд  – 186 подлинных экспонатов:  медали, военный билет , наградные листы эпохи ВОВ; предметы крестьянского быта, ткацкий станок (в разборе), орудия труда;   монеты, денежные купюры; документы, фотоматериалы, газеты; школьные принадлежности  периода Советского Союза и др .

–  вспомогательный  фонд – 42 экспоната: журналы, книги, папки, ксерокопии документов, ксерокопии фотографий, модели, тематические рисунки, поделки,  изготовленные учащимися в процессе учебно – исследовательской работы.

Имеющиеся собранные материалы соответствуют профилю музея. Фондовая работа в школе включает две непрерывно связанные между собой цели: сохранение и пополнение музейного фонда, и привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной познавательной деятельности.

Профилем работы музея является историческое краеведение. Основная тема поисково-исследовательской работы – это изучение истории и культуры родного края. В рамках этой деятельности оформлены экспозиции: «Уголок крестьянского быта», «Эпоха Советского Союза», «История создания фанерного цеха» и др.

Большую работу провели обучающиеся по созданию исследовательского проекта «История Ривзаводской школы». Сведений было очень мало, даже в архиве нашего района. Ребята обращались к старожилам нашего посёлка, собирали информацию и фотографии. Результатом стал проект, который мы недавно представили на Всероссийском  конкурсе «Летопись школы»  и стали призёрами.

Особое внимание в работе музея мы уделяем Великой Отечественной войне: ребята собирают информацию о жизни и деятельности наших земляков – Героев Советского Союза. У многих наших обучающихся прадедушки были участниками Великой Отечественной войны, ребята охотно рассказывают о них на уроках Мужества,  представляют презентации, разрабатывают исследовательские проекты. В уголке Боевой Славы оформлены экспозиции «Письма с фронта», «Они сражались за Родину! Земляки – Герои!»

Кроме обзорных экскурсий проводятся музейные уроки различной тематики, например: «История одного утюга», «Моя семья и её история», «Русская крестьянская изба» и др.

К  юбилейным историческим датам организуются общешкольные мероприятия, на которых ребята знакомятся с основными историческими событиями.

Музейные экспонаты используются в качестве наглядного материала на уроках истории и классными руководителями при организации процесса гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Несмотря на то, что наш музей ещё совсем молодой  и сравнительно небольшой, мы провели уже большую работу и в дальнейшем планируем расширять  фонд музея и наполнять его практической  деятельностью, ведь учащиеся должны знать и помнить историю своей школы, историю посёлка и в целом историю России – нашей Родины.

ПРОГРАММА РАБОТЫ МУЗЕЯ

Актуальность программы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.

Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.

Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать  и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Цель:

-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.

Задачи:

1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.

2.Развитие  умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

  1. Формирование навыков работы с архивными документами.
  2. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.
  3. Обучение методикам проведения  экскурсий в школьном музее.
  4. Развитие устной и письменной речи учащихся через  умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.

        При составлении программы учитывались такие моменты, как:

– направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими  компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,

– требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,

– системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,

– положение о единстве и взаимосвязи  всех видов музейной деятельности,

– принципы: любой  обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской,  учетно – хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения  применять полученные знания на практике,

– четкое  осознание  позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:

 

 

 

 

Методы обучения

  1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
  2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций  и выставок музея.
  3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
  4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

 

Содержание программы.

 

  1. 1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.

  1. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

  1. 3. Поисково-исследовательская  работа.

Проведение поиска по конкретной теме:

– сбор экспонатов,

– сбор информации;

– обработка и систематизация собранных материалов;

– организация  научно-исследовательской работы;

  1. Музейные уроки

Проведение музейных уроков, посвящённых памятным историческим датам или истории возникновения отдельных музейных экспонатов. /см. «План работы музея»/

  1. 5. Экспозиционная работа.

Знания о требованиях к экспозиции.   Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа)

Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

  1. 6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.  Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.

Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.

Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.

Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем   и их  прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.

 

 

Личностные и метапредметные результаты

 

Личностные результаты:

в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

– освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;

– ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

– основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

– сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;

– знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

в рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:

– гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

– уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

– уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

– уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

– потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

– позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Метапредметные результаты.

Коммуникативные:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

–  аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

–  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

–  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

– работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные:

–  реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;

– проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

– объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

 

УТВЕРЖДЕНО

директор  МБОУ «Ривзаводская СОШ»

_________________ (Л.Б. Васильева)

План работы

 школьного историко-краеведческого музея

                          на 2017 – 2018 учебный год        

Содержание работы

Сроки Ответственные
I. Экскурсионная работа

 

Проведение экскурсии для обучающихся школы по следующей тематике:

1.   Обзорная экскурсия для первоклассников

2.   «История нашей школы»

3.  « Великой Победе посвящается…»

4.   Организация экскурсии в музей Калининского фронта /г.Тверь/, краеведческий музей п. Максатиха, краеведческий музей г. Тверь

 

 

 

 

Сентябрь

Декабрь

Май

в течение года

 

 

 

 

 

Актив   школьного музея;

руководитель музея:

Савинская Ю.В.

 

II.  Мероприятия/ музейные уроки:

 

1.      «205-летие Бородинского сражение»

2.      «60-летие запуска первого искусственного спутника Земли»

3.      «День народного единства»

4.      «100-летие Октябрьской  революции»

5.      «День неизвестного солдата»

6.       «День Конституции»

7.      Международный день памяти жертв Холокоста

8.      «75-летие Сталинградской битвы»

9.      «Крым – мы вместе!»

10.  День космонавтики «Космос – это мы»

11.  Историческая игра-викторина для старшеклассников «Знатоки истории Великой Отечественной войны 1941-1945г

12.  «Великой Победе посвящается…»

 

 

 

 

Сентябрь

 

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

 

 

Май

 

 

 

 

руководитель музея:

Савинская Ю.В.

 

III. Фондовая работа

 

Ведение  инвентарной книги:

ü      инвентаризация музейного фонда

ü      шифрование музейных экспонатов

 

 

 

В течение года

 

 

 

руководитель музея:

Савинская Ю.В.

IV. Поисковая работа

 

  1. Продолжить сбор сведений о ветеранах Великой Отечественной войны, тружеников тыла – жителей п. Ривицкий, д. Райково
  2. Продолжить сбор материалов об истории школы и ее учителях
  3. Продолжить сбор материалов о истории развития посёлка Ривицкий
  4. Продолжить сбор экспонатов для пополнения фонда музейного уголка
 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

Актив   школьного музея;

руководитель музея:

Савинская Ю.В.

 

V. Экспозиционно-выставочная  работа

 

Продолжить оформление экспозиций:

ü      «История нашей школы»

ü      «Эпоха Советского Союза»

ü      «Крестьянский быт»

ü      «История создания фанерного цеха»

ü      «История одного рубля»

ü      «Письма с фронта»

ü      «Наши земляки – Герои Советского Союза»

ü      «Пионерия»

 

 

 

В течение года

 

 

 

Актив   школьного музея;

руководитель музея:

Савинская Ю.В.

VI. Участие в конкурсах и акциях

 

  1. Акция «Подарок музею»
  2. Фестиваль военно-патриотической песни «Виктория» среди обучающихся 1-11 классов
  3. Военно-спортивная игра «Зарница» среди обучающихся 1 – 11 классов.
  4. Конкурс рисунков «Я рисую мир» 1-4 классы

7.  Проведение Уроков Мужества

8.   Митинг  у Обелиска Славы.

9. Районный конкурс «Православные святыни Тверской земли»  4-5 классы

 

 

 

Февраль

 

 

 

Март

Апрель

 

Май

 

 

зам. директора по воспитательной работе –

 

Пентюкова В.Н.;

учитель физ-ры Трофимова Н.А.

классные руководители;

актив д/о «Остров дружбы»;

актив   школьного музея;

руководитель музея:

Савинская Ю.В.

VII. Методическая  работа.

 

1.Оказание помощи материалами из музея учителям в подготовке бесед, классных часов, школьных мероприятий и т.д.

2.Создание  презентаций Power Point по материалам архива музея,  разработка сценариев мероприятий, викторин,  конкурсов,

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

Руководитель музея:

Савинская Ю.В.

 

VIII.Работа со СМИ             

 

 

Подготовка материалов о деятельности школьного историко-патриотического уголка для сайта школы.

 

 

В течение     года

 

 

Руководитель музея:

Савинская Ю.В.

 

 

 

 

Руководитель школьного музея: ________________/Ю.В. Савинская/

 

День Молодого избирателя.

2 февраля 2018 г. в нашей школе  был посвящён  Дню Молодого избирателя!      В рамках которого  была проведена интеллектуально-правовая игра для обучающихся 9-11 классов «Сегодня – ученик! Завтра – избиратель!». Цель: повышение уровня информированности молодёжи по вопросам избирательного права и создание условий для формирования активной гражданской позиции будущих избирателей.

В знаниях по избирательному законодательству соревновались две команды «Государственная Дума» и «Совет Федерации». Участники игры показали отличные знания.

Строгое жюри в лице Председателя ТИК Виноградова О.М. и учителя русского языка и литературы Кондратьевой Е.Б. оценили знания команд и объявили результаты –  победителем стала команда «Совет Федерации».

Председатель ТИК  Виноградов Олег Михайлович наградил участников игры, подарил ребятам брошюры, посвящённые выборам  и рассказал об особенностях проведения предстоящих выборов президента РФ.