Школьный историко-краеведческий музей
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом директор МБОУ «Ривзаводская СОШ»
протокол № ____ от _________ _________________ (Л.Б. Васильева)
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Школьный историко-краеведческий музей (далее – школьный музей) является структурным подразделением МБОУ «Ривзаводская СОШ», действующим на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а в части учёта и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
- Школьный музей является базой для практических занятий по историческому краеведению, организации краеведческой работы.
- Школьный музей создан на основе археологических, нумизматических, иных вещественных документальных коллекций, состоящих из материалов, собранных обучающимися, учителями, родителями (законными представителями) обучающихся.
- В фондах школьного музея целенаправленно комплектуются (собираются), учитываются, описываются, хранятся, изучаются музейные предметы (подлинные документы и экспонаты)
- Учёт и хранение фондов ведётся в соответствии с требованиями «Инструкции по учёту и хранению музейных ценностей», утверждённой Министерством культуры России.
- Школьный музей имеет историко-краеведческий профиль.
- В случае прекращения деятельности школьного музея его фонды и учётная документация поступают в фонды местного краеведческого музея.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Школьный музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся музейными средствами.
- Задачи музея:
- Оказание помощи педагогическому коллективу в организации патриотического и гражданского воспитания обучающихся.
- Пополнение, бережное отношение и сохранение фотодокументов, подлинных документов, экспонатов.
- Оказание содействия в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Учредителем школьного музея является МБОУ «Ривзаводская СОШ»
- Школьный музей находится в административном подчинении директора МБОУ «Ривзаводская СОШ»
- В наличии школьного музея имеется:
- Собранные и зарегистрированные в книге учёта музейные предметы.
- Учебный класс, оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов.
- Музейные экспозиции.
- Школьный музей координирует свою работу в соответствии с учебным планом, расписанием занятий МБОУ «Ривзаводская СОШ»
- Непосредственное руководство деятельностью школьного музея осуществляет руководитель музея, назначаемый директором из числа педагогических работников МБОУ «Ривзаводская СОШ»
- Ответственность за сохранность музейных фондов возлагается на руководителя музея.
- Администрация МБОУ «Ривзаводская СОШ» создаёт необходимые условия для обеспечения сохранности фондов, их использования и охраны.
- Для создания, развития и функционирования школьного музея создаётся актив музея, в состав которого входят обучающиеся 5-11 классов. Педагогическое руководство работой актива школьного музея осуществляет руководитель школьного музея.
- СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ
- Изучение собранного материала и обеспечение сохранности музейных экспонатов, организация их учёта. По мере поступления в школьный музей коллекции и отдельные материалы учитываются в инвентарной книге музея.
- Проведение сбора необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике.
- Пополнение фондов школьного музея путём организации исследований, экспедиций, налаживания контактов с различными организациями и лицами, установление связей с другими музеями.
- Создание, оформление и обновление экспозиций и тематических выставок.
- Проведение экскурсионно-лекторской работы среди обучающихся, родителей, учителей.
- Участие в методической работе по подготовке и выступлению в научно-практических конференциях по краеведению, участие в исследовательских конкурсах, проектах.
- Проведение работы по подготовке публикаций историко-краеведческой тематики (плакатов, буклетов, стенгазет и др.)
- Оказание содействия учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе.
- НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
В соответствии со своим профилем и задачами школьный музей проводит:
- Поисково-исследовательскую работу:
- Проведение поисковой работы для пополнения музейного фонда.
- Проведение исследовательской работы.
- Поддержание связей с другими краеведческими музеями.
- Экскурсионно-лекторскую работу:
- Создание и обновление экспозиций и тематических выставок.
- Проведение экскурсионно-лекторской работы среди обучающихся.
- Фондо-экспозиционную работу:
- Обеспечение сохранности музейных экспонатов.
- Организация учета музейных экспонатов.
- УЧЁТ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОНДОВ
Учёт музейных предметов собрания школьного музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
- Учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;
- Учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
- ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
- Планирование работы школьного музея.
- Организация работы по поиску и сбору материалов по профилю школьного музея.
- Ведение учёта музейных экспонатов.
- Обеспечение сохранности экспонатов.
- Создание и обновление экспозиций и тематических выставок.
- Педагогическое руководство актива школьного музея.
- Участие в школьных, районных, областных мероприятиях, связанных с деятельностью школьного музея.
- Подготовка отчёта о проделанной работе за год.
- ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЕГО ДЕЙСТВИЯ
8.1. В настоящее Положение педагогическим советом могут вноситься изменения и дополнения, вызванные изменениями законодательства и появлением новых нормативно-правовых документов.
8.2. Настоящее Положение прекращает своё действие при ликвидации или реорганизации МБОУ «Ривзаводская СОШ»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МУЗЕЯ
Школьный историко-краеведческий музей «Малая Родина»
Открыт музей с целью гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, пропаганды охраны подлинных памятников истории и культуры, а также обучения учащихся практическим навыкам поисково-исследовательской деятельности. Школьный музей организует свою работу на основе самоуправления.
Музей создан на основе вещественных и документационных коллекций, состоящих из материалов, собранных нашими обучающимися, родителями и учителями.
После открытия музея экспозиции продолжают пополняться. На сегодняшний день в музее насчитывается 228 музейных экспонатов:
– основной фонд – 186 подлинных экспонатов: медали, военный билет , наградные листы эпохи ВОВ; предметы крестьянского быта, ткацкий станок (в разборе), орудия труда; монеты, денежные купюры; документы, фотоматериалы, газеты; школьные принадлежности периода Советского Союза и др .
– вспомогательный фонд – 42 экспоната: журналы, книги, папки, ксерокопии документов, ксерокопии фотографий, модели, тематические рисунки, поделки, изготовленные учащимися в процессе учебно – исследовательской работы.
Имеющиеся собранные материалы соответствуют профилю музея. Фондовая работа в школе включает две непрерывно связанные между собой цели: сохранение и пополнение музейного фонда, и привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной познавательной деятельности.
Профилем работы музея является историческое краеведение. Основная тема поисково-исследовательской работы – это изучение истории и культуры родного края. В рамках этой деятельности оформлены экспозиции: «Уголок крестьянского быта», «Эпоха Советского Союза», «История создания фанерного цеха» и др.
Большую работу провели обучающиеся по созданию исследовательского проекта «История Ривзаводской школы». Сведений было очень мало, даже в архиве нашего района. Ребята обращались к старожилам нашего посёлка, собирали информацию и фотографии. Результатом стал проект, который мы недавно представили на Всероссийском конкурсе «Летопись школы» и стали призёрами.
Особое внимание в работе музея мы уделяем Великой Отечественной войне: ребята собирают информацию о жизни и деятельности наших земляков – Героев Советского Союза. У многих наших обучающихся прадедушки были участниками Великой Отечественной войны, ребята охотно рассказывают о них на уроках Мужества, представляют презентации, разрабатывают исследовательские проекты. В уголке Боевой Славы оформлены экспозиции «Письма с фронта», «Они сражались за Родину! Земляки – Герои!»
Кроме обзорных экскурсий проводятся музейные уроки различной тематики, например: «История одного утюга», «Моя семья и её история», «Русская крестьянская изба» и др.
К юбилейным историческим датам организуются общешкольные мероприятия, на которых ребята знакомятся с основными историческими событиями.
Музейные экспонаты используются в качестве наглядного материала на уроках истории и классными руководителями при организации процесса гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Несмотря на то, что наш музей ещё совсем молодой и сравнительно небольшой, мы провели уже большую работу и в дальнейшем планируем расширять фонд музея и наполнять его практической деятельностью, ведь учащиеся должны знать и помнить историю своей школы, историю посёлка и в целом историю России – нашей Родины.
ПРОГРАММА РАБОТЫ МУЗЕЯ
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цель:
-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.
Задачи:
1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.
2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.
- Формирование навыков работы с архивными документами.
- Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.
- Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.
- Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.
При составлении программы учитывались такие моменты, как:
– направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,
– требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,
– системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,
– положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности,
– принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно – хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения применять полученные знания на практике,
– четкое осознание позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:
Методы обучения
- Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
- Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
- Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
- Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Содержание программы.
- 1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.
История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.
- Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.
Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.
- 3. Поисково-исследовательская работа.
Проведение поиска по конкретной теме:
– сбор экспонатов,
– сбор информации;
– обработка и систематизация собранных материалов;
– организация научно-исследовательской работы;
- Музейные уроки
Проведение музейных уроков, посвящённых памятным историческим датам или истории возникновения отдельных музейных экспонатов. /см. «План работы музея»/
- 5. Экспозиционная работа.
Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа)
Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.
- 6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.
Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.
Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.
Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.
Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
– освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;
– ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
– основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
– сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
– знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
в рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:
– гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
– уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
– уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
– уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
– потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
– позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
– аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
– реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
– проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
– объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ «Ривзаводская СОШ»
_________________ (Л.Б. Васильева)
План работы
школьного историко-краеведческого музея
на 2017 – 2018 учебный год
Содержание работы |
Сроки | Ответственные |
I. Экскурсионная работа
Проведение экскурсии для обучающихся школы по следующей тематике: 1. Обзорная экскурсия для первоклассников 2. «История нашей школы» 3. « Великой Победе посвящается…» 4. Организация экскурсии в музей Калининского фронта /г.Тверь/, краеведческий музей п. Максатиха, краеведческий музей г. Тверь |
Сентябрь Декабрь Май в течение года
|
Актив школьного музея; руководитель музея: Савинская Ю.В.
|
II. Мероприятия/ музейные уроки:
1. «205-летие Бородинского сражение» 2. «60-летие запуска первого искусственного спутника Земли» 3. «День народного единства» 4. «100-летие Октябрьской революции» 5. «День неизвестного солдата» 6. «День Конституции» 7. Международный день памяти жертв Холокоста 8. «75-летие Сталинградской битвы» 9. «Крым – мы вместе!» 10. День космонавтики «Космос – это мы» 11. Историческая игра-викторина для старшеклассников «Знатоки истории Великой Отечественной войны 1941-1945г 12. «Великой Победе посвящается…»
|
Сентябрь
Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель
Май |
руководитель музея: Савинская Ю.В.
|
III. Фондовая работа
Ведение инвентарной книги: ü инвентаризация музейного фонда ü шифрование музейных экспонатов |
В течение года
|
руководитель музея: Савинская Ю.В. |
IV. Поисковая работа
|
В течение года
|
Актив школьного музея; руководитель музея: Савинская Ю.В.
|
V. Экспозиционно-выставочная работа
Продолжить оформление экспозиций: ü «История нашей школы» ü «Эпоха Советского Союза» ü «Крестьянский быт» ü «История создания фанерного цеха» ü «История одного рубля» ü «Письма с фронта» ü «Наши земляки – Герои Советского Союза» ü «Пионерия» |
В течение года |
Актив школьного музея; руководитель музея: Савинская Ю.В. |
VI. Участие в конкурсах и акциях
7. Проведение Уроков Мужества 8. Митинг у Обелиска Славы. 9. Районный конкурс «Православные святыни Тверской земли» 4-5 классы |
Февраль
Март Апрель
Май
|
зам. директора по воспитательной работе –
Пентюкова В.Н.; учитель физ-ры Трофимова Н.А. классные руководители; актив д/о «Остров дружбы»; актив школьного музея; руководитель музея: Савинская Ю.В. |
VII. Методическая работа.
1.Оказание помощи материалами из музея учителям в подготовке бесед, классных часов, школьных мероприятий и т.д. 2.Создание презентаций Power Point по материалам архива музея, разработка сценариев мероприятий, викторин, конкурсов, |
В течение года
|
Руководитель музея: Савинская Ю.В.
|
VIII.Работа со СМИ
Подготовка материалов о деятельности школьного историко-патриотического уголка для сайта школы. |
В течение года |
Руководитель музея: Савинская Ю.В.
|
Руководитель школьного музея: ________________/Ю.В. Савинская/
День Молодого избирателя.
2 февраля 2018 г. в нашей школе был посвящён Дню Молодого избирателя! В рамках которого была проведена интеллектуально-правовая игра для обучающихся 9-11 классов «Сегодня – ученик! Завтра – избиратель!». Цель: повышение уровня информированности молодёжи по вопросам избирательного права и создание условий для формирования активной гражданской позиции будущих избирателей.
В знаниях по избирательному законодательству соревновались две команды «Государственная Дума» и «Совет Федерации». Участники игры показали отличные знания.
Строгое жюри в лице Председателя ТИК Виноградова О.М. и учителя русского языка и литературы Кондратьевой Е.Б. оценили знания команд и объявили результаты – победителем стала команда «Совет Федерации».
Председатель ТИК Виноградов Олег Михайлович наградил участников игры, подарил ребятам брошюры, посвящённые выборам и рассказал об особенностях проведения предстоящих выборов президента РФ.